logo

В креветках, выловленных в Северном море, обнаружены следы отравляющих веществ. Об этом сообщило Национальное агентство по водным ресурсам Швеции. Согласно официальному заявлению, концентрация веществ слишком низкая для того, чтобы навредить человеку.

На фото: рыба-мутант, выловленная в Балтике

Согласно информации агентства, в районе вылова были затоплены корабли с боеприпасами и боевыми химическими газами. Шведские ученые полагают, что обнаруженные в креветках иприт и дифенилхлорарсид могли попасть в воду из ржавеющих бомб. Сейчас решается вопрос о полном запрете вылова на юго-западном побережье Швеции, где и были пойманы отравленные креветки.

Версию шведских экспертов частично подтвердил писатель-маринист Александр Покровский, бывший начальник химической службы атомной подводной лодки.

- Действительно, после Второй мировой войны антигитлеровской коалицией было принято решение затопить немецкие корабли с боеприпасами, - рассказал он. – За утопление судов в Северном море были ответственны англичане, а Советский союз делал это в Балтийском море. С тех пор регулярно находят поврежденную ипритом рыбу.

По словам эксперта, при затоплении кораблей союзники надеялись на то, что боевой газ разложится и станет безопасным.

- К сожалению, низкая температура воды в тех морях позволила боеприпасам сохранить поражающие свойства, - сетует Покровский. – Единственное, что можно сейчас сделать – это собраться всей коалицией, найти эти суда и построить над ними саркофаг. Доставать боеприпасы не стоит - слишком велик риск поражения природы вредоносными веществами.

Однако писатель уверен, что не все ядовитые вещества появились из бомб.

- Дефинилхлорарсин не относится к боевым химикатам, он является составляющей промышленных отходов от переработки пластика, - объяснил свою точку зрения Покровский. – Микроорганизмы едят это вещество, но не могут переработать. После их поедают хищники крупнее, а в конце пищевой цепи вещество доходит до человека.

Эксперт успокоил: в низкой концентрации иприт и дефинилхлорарсин для человека не смертельны. Но все же просил внимательнее относиться к утилизации мусора.

- Каждая выброшенная за борт пластиковая бутылка – это «привет» следующим поколениям, - заключил Покровский.

Шведское правительство предположило, что, возможно, опасные примеси выделяются из ржавеющих на дне бомб. Прозвучало предложение запретить ловлю рыбу в этом регионе ради безопасности и здоровья населения.

Тимофей Суровцев:

- На дне Северного моря лежит порядка 50 тонн различных вооружений. По данным Международного центра конверсии, за последние 40 лет было более 500 случаев, когда только датские траулеры вместе с рыбой поднимали немецкие химические боеприпасы. Несколько лет назад датский рыболовецкий траулер "Ольборг" оказался у острова Борнхольм, в Борнхольмской котловине. Улов в тот день был сумасшедший. Но когда сети в очередной раз подняли на палубу, рыбаки не сразу заметили, что вместе с треской в сетях запутался объемный посторонний предмет - ржавая бочка с некими "иероглифами". От сильного удара о палубу бочка разгерметизировалась: и на дощатый пол потекла вязкая жидкость. В воздухе запахло чем-то отвратительно горьким. У рыбаков перехватило дыхание, потом появилась нестерпимая резь в глазах, а на открытых участках кожи начали вздуваться волдыри. Пострадавших немедленно отправили в больницу. Там поставили диагноз: тяжелая форма отравления ипритом - лучевым газом.Но почему химическое оружие оказалось именно в Балтийском море? 1945 год. Именно тогда по решению Потсдамской конференции страны антигитлеровской коалиции -СССР, Англия и США- должны были затопить немецкое химическое вооружение и боеприпасы количеством более 300 тыс.тонн. Вся ответственность за реализацию химического оружия Третьего рейха ложилась на контрольный совет союзников. Однако ни сроки, ни технологию они не определяли, а потому каждый занимался уничтожением запасов химического оружия самостоятельно. СССР в какой-то мере повезло: в восточной зоне оказалось всего лишь 60 тыс. тонн химических боеприпасов. Более 260 тыс.пришлось на долю союзников. Ученые настоятельно рекомендовали военным затопить химическое оружие на большой глубине в Атлантике, примерно в 200 милях к северу-востоку от Фарерских островов. СССР получил разрешение на затопление 35 тыс. тонн химических боеприпасов. Остальное было вывезено для захоронения на территорию СССР. Союзники погрузили содержимое 42 железнодорожных эшелонов в немецком порту Вольгаст на 45 судов. И вышли в море. Однако дойти до Атлантики не удалось: когда конвой зашел в пролив Скагеррак, стало ясно, что надвигается сильный шторм. И тогда командир конвоя отдал приказ затопить оружие вместе с судами. Эсминцы сопровождения расстреляли караван торпедами. Корабли со смертоносным грузом легли на морское дно на глубине 200 -210 метров. 

Blue Flower

© 2024 АНО "ПОМОР" - экология, проекты развития и мониторинг